Приморский край, город Лесозаводск, МОБУ СОШ 34

Маленькими шагами в большую науку

Мы живём во времена глобальных изменений в различных сферах нашей жизни: коммуникативной, информационной, профессиональной. А это, в свою очередь, требует от образовательных учреждений корректировки всего учебно-воспитательного процесса, которая заключается в привлечении новых педагогических технологий, позволяющих развивать у школьников творчество, инициативность, самостоятельность. В ходе такой работы у детей формируются  умения самостоятельно получать и применять знания, грамотно планировать свои действия, эффективно сотрудничать и быть открытым для межкультурного диалога. Именно поэтому исследовательская деятельность школьников последнее время является не только важной составляющей в образовательно-воспитательном процессе, но и эффективным условием профессионального самоопределения и успешной реализацией творческого потенциала и учителя, и ученика. Научная работа школьников на сегодняшний день - неотъемлемая часть всего учебного процесса.

  Научное общество учащихся (НОУ) «Содружество» в МОБУ СОШ № 34 было создано ещё в 2001 году. Это добровольное творческое объединение учащихся и учителей ставило перед собой много целей, но главная из них - совершенствовать знания в определенной научной области, развивать свой интеллект, умения и навыки исследовательской деятельности. Ребята под руководством педагогов готовили рефераты, защищали их на пленарных заседаниях НОУ, достойно представляли свои работы на городских, краевых и всероссийских конкурсах. Многие не раз становились Победителями и Призёрами  различных конкурсов.

Прошло 19 лет, изменился формат и стиль работы, но неизменным остаётся главное – научить детей исследованию, анализу научных фактов и открытий. Сегодня эта работа является обязательной для учащихся 8-9 классов.

Так с 22 по 26 апреля в нашей школе проходил Фестиваль «Мои первые шаги в науку». В первый день научной недели состоялось торжественное открытие Фестиваля, на котором присутствовали члены экспертного совета, выступающие (учащиеся 8-ых классов), их кураторы и гости. На пленарной части был дан старт работе научного общества. А потом, в течение недели, шла работа по секциям: «Общественные науки», «Естествознание», «Математика и физика», «Технология, ОБЖ, физическая культура, музыка, изобразительное искусство», «Русский язык и литература», «Иностранный язык».

71 восьмиклассник и 12 учеников – членов исследовательского общества «Содружество» шли по научной тропе полгода. Темы проектов, над которыми работали школьники, были представлены широко: от древних времён до наших дней, а некоторые ученики заглянули даже в будущее. Вот только некоторые из них: «Современные проблемы российского Севера» (Мирошникова Е.), «Решение уравнений в Древней Греции, Китае, Индии и др.» (Грицай Е.), «Никола Тесла – человек из будущего» (Мокриенко А.), «Граффити – искусство или вандализм» (Ящук А.), «Стильные штучки из мусорной кучки» (Свинцицкая Д.), «Нужна ли нам буква ё?» (Якименко И.), «Империя Уолт Диснея и мы» (Жукова В.). Многие работы были представлены профессионально и вызвали неподдельный интерес не только у гостей, но и у членов экспертного совета. Лучшими стали проекты следующих учеников: Фокиной Полины, ученицы 8 «Б» класса, «Роль женщин в истории» (куратор – Ивахненко Н.С.); Еленко Ксении, ученицы 8 «А» класса,  «Узоры в оформлении книг» (куратор – Омельяненко С.В.); Бирюкова Никиты, ученика 8 «А» класса,  «Доска Гальтона» (куратор – Ланкина Е.Д.); Вотинова Максима, ученика 8 «Б» класса,  «Активированный уголь» (куратор – Потей С.Н.);

Чиркова Артёма, ученика 8 «Б» класса,  «Традиции, обычаи, приметы в Великобритании и России» (куратор – Соловова О.В.); Лесниковой Елены, ученицы 8 «Б» класса,  «Мыть или не мыть?» (куратор – Потей С.Н.); Нарышкиной Виолетты, ученицы 8 «В» класса,  «Зачем нужна псевдонимы» (куратор – Амельченко О.В.); Лахтиной Софии, ученицы 8 «А» класса,  «Влияние группы "Битлз" на музыку 20 века» (куратор – Солодкая А.Л.). С этими работами можно было познакомиться на закрытии Фестиваля.

Фестиваль «Мои первые шаги в науку» показал, что исследовательская деятельность эффективна, перспективна и многогранна. Она может быть использована как в изучении любого предмета, так и во внеклассной работе. Эта деятельность формирует у школьников огромное количество умений и навыков в различных предметах, учит активно использовать полученные ранее знания, а также показывает уровень знаний на определённом этапе. А всё это говорит о культуре мышления и деятельной социализации ученика. Понять это – значит смело шагнуть в будущее.

Амельченко О.В., Разгильдяева Л.А., учителя русского языка и литературы МОБУ СОШ № 34

28 июня 2024 в 07:19

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.