Приморский край, город Лесозаводск, МОБУ СОШ 34

Сценарий «Сыны полков»

Цель: познакомить учащихся с героями России; вспомнить их подвиги и осознать их поступки; воспитывать чувство патриотизма к своей стране.

Оборудование: компьютер, проектор, фотографии героев, песни и другое.

1.  

В годы Великой Отечественной войны наша страна делала всё, чтобы уберечь детей от страданий. Обездоленных, потерявших родных, изголодавшихся, их находили советские солдаты в разрушенных городах и сёлах. Отогревали у походных кухонь, кормили фронтовым пайком. Некоторым удавалось оставаться в полках и подразделениях. Так дети становились сынами полков.

Первые случаи пребывания детей в частях армии относят еще к XVIII веку. Тогда как минимум в каждом подразделении был юный полковой музыкант или несовершеннолетний гардемарин, если речь идет о флоте.

Суть этого социального явления заключается в обеспечении армией опеки над детьми, оставшимися без родителей, либо потерявшимися во время боевых действий. Сыном полка считался ребёнок, прикреплённый к любой воинской части регулярной армии. Такие дети получали полное довольствие, обеспечивались пропитанием и одеждой. Их задействовали в хозяйственных или музыкально-патриотических работах. Девочек направляли помогать медикам в госпитали. Более старших по возрасту могли привлекать к разведывательной деятельности на фронте.Помимо беспризорников, в институт сыновей полка входили дети военачальников, которых родители привозили с собой на фронт, считая, что здесь им будет безопаснее, чем в тылу.

После окончания войны большая часть детей могла продолжить обучение военному делу в специальных училищах, либо им обеспечивали условия для гражданской жизни. Традиция брать детей на попечение в армию сохранилась и по сей день.

 

 

 

 

 

 

2.

Одним из самых юных сынов полка был Сережа Алешков. В шестилетнем возрасте он лишился матери и старшего брата — гитлеровцы казнили их за связь с партизанами. Летом 1942 года Грынь была атакована карателями, партизаны спешно уходили в леса. Маленький Сережа во время одной из перебежек споткнулся и запутался в кустах. Неизвестно сколько ребенок бродил по лесу, питаясь ягодами, когда его обнаружили разведчики. Майор забрал обессиленного мальчика с собой и стал для него вторым отцом. Позднее он официально усыновил Серёжу. 

Мальчика в полку полюбили, одели, обули. В силу возраста Серёжа не мог принимать участие в боевых операциях, но, как мог, он старался помочь своим старшим товарищам: приносил пищу, подносил снаряды, патроны, а в перерывах между боями пел песни, читал стихи, разносил почту.

Вместе со 142-м гвардейским полком Серёжа прошел славный боевой путь, участвовал в обороне Сталинграда, дошел до Польши. И однажды спас жизнь своему командиру, названному отцу. Во время фашистского налёта бомба угодила в блиндаж командира полка, и взрывом завалило выход. Мальчик сначала попытался самостоятельно разобрать завал, но, поняв, что не справится, под бомбежкой побежал за подмогой. За подвиг этот он был награжден медалью "За боевые заслуги" и боевым трофейным пистолетом. Пока солдаты разбирали бревна и вытаскивали своего командира, Сережа стоял рядом и, как положено ребенку, рыдал… 

Как-то наблюдательный мальчик заметил двух мужчин в скирде соломы и немедленно доложил об этом командованию. Так удалось схватить двух немцев с рацией, которые пробирались в тыл, чтобы скорректировать огонь артиллерии…

За время, проведенное на фронте, Сережа несколько раз был ранен, контужен, но это не помешало ему поступить в суворовское военное училище.

 

3.

Когда фашистские самолёты в 1941 году стали бомбить Курск, сбрасывая на него тысячи зажигательных бомб, местные школьники, среди которых был Коля Букин. Они часами дежурили на крышах домов, а когда падали «зажигалки», хватали их специальными клещами и тушили в ящиках с песком. За этот труд директор школы наградил ребят новыми портфелями. Кроме этого, подростки помогали взрослым строить баррикады, рыть окопы. Затем была эвакуация из Курска, когда Коля потерял мать. Он доехал до линии фронта.. Так Коля Букин стал сыном полка 293-й стрелковой дивизии.

Весной 1942 года он был ранен, когда в составе этой дивизии освобождал совхоз «Первомайский». После выздоровления Коля держал путь на Сталинград. Догонял свою 293-ю стрелковую дивизию, а догнал 6-ую мотострелковую бригаду. Тут Коля повстречал командира взвода разведчиков старшину Николая Семёновича Ананьева. Вместе сражались под Сталинградом. Юный разведчик был ранен в ногу, но подлечившись, снова шёл с боями. Он освобождал родные курские земли. Летом 1943 года участвовал в Курской битве. После ожесточённого боя под Яковлевом Николаю вручили медаль «За отвагу». В сражении под Прохоровкой Коля Букин в критический момент боя забросал гранатами вражеский дзот, что облегчило продвижение наших бойцов. За этот подвиг юный герой был награжден орденом Боевого Красного Знамени.

А потом шёл и шёл Коля Букин по тяжёлым фронтовым дорогам через Польшу, Венгрию, дошёл, преследуя врага, до самой Германии. 9 мая 1945 года у Николая был двойной праздник. В день Победы ему исполнилось 16 лет.

4.

Алёша Воднев закончил четвертый класс, когда началась Великая Отечественная война. В конце июля 1941 года на фронт отправился его отец, военнослужащий Дмитрий Васильевич Воднев. Алёша решил следовать за отцом, но на станции Отрешково, в 20 километрах от дома, беглеца сняли с поезда и отправили домой.

В конце октября 1941 года Алёша встретился с разведчиками 5-й воздушно-десантной бригады. Они спросили у мальчика, как пройти в Семеновку. Алексей указал им дорогу, помог разведать обстановку в селе. Разведчики взяли в деревне «языка». Из его показаний выяснилось, что гитлеровская танковая колонна рвалась к захвату Воронежа. После выполнения этого задания мальчик попросил солдат взять его с собой, ведь его отец был на фронте, а он остался один (слукавил немного). Так приказом по дивизии Алексея Воднева зачислили сыном полка и присвоили звание ефрейтора.

В декабре 1941 года дивизия Родимцева, в которой служил Коля, участвовала в контрнаступлении. Фашисты засели в хатах на окраине деревни, ведя пулемётный огонь.Помощник начальника штаба по разведке послал Воднева в разведку. Во время выполнения этого задания Алексея схватили фашисты, привели в хату. Там за столом сидели пьяные немецкие солдаты, которые от скуки стали толкать мальчика из угла в угол, пинать ногами. Обессиленного, его бросили в холодный сарай. Спасло Алексея наступление нашей пехоты. Он выбрался из сарая, вернулся в часть и доложил об увиденном. Это было боевое крещение юного ефрейтора. Со временем Воднев изучил миномёт, приобрёл военный опыт. Случалось подменять наводчика, вести огонь по врагу. Чтобы было удобно при этом, приходилось подставлять под ноги ящик от снарядов. 18 мая 1942 года командир батареи Воробьев приказал Алёше выехать в тыл, чтобы перешить военную форму. Щадили мальчика однополчане, в тылу было спокойнее. В той же полуторке, в которой  ехал Алексей, отправили в тыл раненых. Неожиданно в небе появились немецкие самолёты. Шофёр погиб, машина заглохла. Воднев побежал к нашим танкам, чтобы сообщить, что в ней остались люди. На помощь послали водителя, раненые были спасены. За этот  подвиг Алёша Воднев получил свою первую медаль «За отвагу».

Многое пришлось пережить Алексею Водневу: он горел в танке, получал ранения, контузии, хоронил товарищей. После войны сбылась его мечта стать офицером. Он закончил военное училище.

5.

Вале Пономарёвой в 1942 году было 13 лет. Она была связной партизанского отряда, разведчицей. Стриженую, маленького роста, неугомонную, очень подвижную девочку обычно принимали за мальчишку. Валюша везде успевала. Надо  —  она становилась связной. Погибал санитар, она проворно ползла по полю боя, оказывая помощь раненым и вынося их в безопасное место.

В 1943 году Валя Пономарева была назначена санинструктором. Вместе с однополчанами участвовала в форсировании Днепра. Во время переправы спасла около ста раненых бойцов. В октябре 1943 года ей вручили орден Красной Звезды. Валентина Пономарева участвовала в освобождении Украины, Польши, Румынии, Чехословакии. В наступательных боях 1944 года Пономарева она все время находилась на переднем крае, оказывая первую медицинскую помощь офицерам и бойцам. Невзирая на опасность, 16-летняя девушка вынесла с поля боя 164 раненых бойца. В одном из боёв в 1944 году Валя, раненная осколком снаряда, потерявшая много крови, была спасена из-под гусениц фашистского танка. К концу войны она волей случая попала в этот полк и прошла с ним до Победы.Награждена медалью «За отвагу», орденом Отечественной войны 2-й степени, орденом Отечественной войны 1-й степени. 

 

 

6.

Дмитрий Остриков родился 8 ноября 1932 года в Курской области. В 1940 году остался без родителей. Восьмилетний мальчишка жил у тётки, пас гусей, коров. В 1941 году началась война, и его жизнь изменилась. Наши войска отступа­ли. В ноябре 1941 года сдали Курск. В деревне Перцовка, где жил Митя, кто-то повесил плакаты, на которых было написано, что немцы у детей забирают кровь для своих раненых, а потом умерщвляют. Хотя Митя в школу не ходил, но читать умел, а потому пошёл за последней отступающей воинской частью. Через три дня начальник особого отдела взял его на воспитание, пожалел сироту. Так Митя стал сыном полка. Сшили ему новое обмундирование.

Дмитрий Остриков – воспитанник 121-й стрелковой дивизии 60-й ар­мии. В 1943 году его определили в 17-й отдельный ударный полк. С этим полком он участвовал в битве за Днепр, осво­бождал Украину, Белоруссию, Польшу, дошёл до Берлина.

В 121-й дивизии он выполнял в основном обязанности разведчика, ходил в тыл врага, переодевшись в гражданскую одежду. Юный разведчик приносил в полк ценные сведения о противнике.

Сейчас Дмитрий Федотович Остриков проживает в станице Динской Краснодарского края.

 

 

 

7.

Валерий Лялин.

На флоте сыновей полка называли юнгами. Чаще всего ими становились дети погибших моряков. Валерий попал на флот весной 1943 года. Отец его, командир, погиб на фронте, а мать, работавшая на заводе, погибла под бомбежкой. Он скитался по батумскому порту и, случайно встретив капитана торпедного катера, попросил того взять его на корабль. Посовещавшись, решили взять ребенка с собой и при случае устроить в школу юнг. Никто и предположить не мог, что за несколько месяцев тот станет полноправным членом экипажа, освоит моторное дело и управление катером.

Свой подвиг Валька совершил в сентябре 1943 года, когда морякам-черноморцам было поручено освободить Новороссийский порт от боносетевого заграждения. Понимая всю опасность задания, лейтенант категорически запретил юнге участвовать в операции. Ночью под шквальным огнем фашистов катер подошел к намеченному месту, высадил десантников, затем принял на борт еще 25 десантников и новые боеприпасы и вновь отправился в порт Новороссийска. Уже начало светать, немцы подтянули к порту артиллерию и минометы, но командир принял решение прорываться сквозь сплошную стену огня. Уже на подходе к причалам в маслопровод одного из моторов попали осколки снаряда. Юнга проскользнул на борт, когда катер забирал вторую группу десантников, и ремонтировал один мотор, заглох и второй. Снаряды рвались рядом, большая часть команды погибла, ранило и капитана. Надежды на спасение уже практически не оставалось, как вдруг Валька доложил, что починил правый мотор. Высадив десантников, полузатопленный катер отправился в обратный путь. Когда лейтенантпотеряв сознание, выпустил штурвал, его место в рубке занял юнга Лялин. Чтобы увидеть ветровое стекло, ему пришлось стоять на ящике, а штурвал приходилось вращать, налегая на него всем телом. Превозмогая усталость и боль в руках, юнга довел катер до мыса, за которым был вход в бухту. 

Позже командир устроил Вальку Лялина в Тбилисское нахимовское училище. Он был единственным воспитанником, у кого на груди красовались четыре боевые медали. Позднее получил Валька и орден Красной Звезды.

23 июня 2024 в 07:30

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.