Приморский край, город Лесозаводск, МОБУ СОШ 34

История православия на лесозаводской земле

Верить и любить насильно не заставишь, но знать христианство человек просто обязан. Если мы хотим вывести на новый уровень наших детей и самих себя, то должны изучать Православие. Уча Православию, мы не заставляем людей молиться, креститься, мы открываем им основы нашей культуры, нашей традиции.

Протоиерей Евгений Шестун, 

кандидат педагогических наук

Жизнь православного человека на Руси всегда была под покровительством церкви.  Эта жизнь, основанная на Православии, собирала русские земли в одно целое, оберегала русский язык от раскола, объединяла русский народ вокруг своих многовековых традиций.

Ещё в 19 веке Н.В. Гоголь говорил, что церковь может «дать силу России - и эта Церковь нами не знаема! И эту Церковь, созданную для жизни, мы до сих пор не ввели в нашу жизнь». Трудно ли, радостно ли живётся людям, но без храма наша жизнь немыслима. И беды и праздники всегда собирали людей  в храм.  В них всё говорит о духовном, о высоком назначении человека.

Сейчас храмы открыты для каждого. Все церковные знания доступны любому человеку, который хочет к ним прикоснуться. Нет никаких преград, которые бы мешали человеку познать Церковь, её историю. Настало время и нам узнать правду и написать еще одну страницу в биографии нашего города и района.

Чтобы лучше понять  роль  Православия в жизни переселенцев и в нашей жизни, мы провели небольшое социологическое исследование. Ученикам и учителям школы было предложено ответить на пять вопросов. Результаты анкетирования показали, что в большинстве своем мы мало знает о переселении крестьян на Дальний Восток, в Уссурийский край, в Лесозаводский район и ничего не знают о сельских храмах того времени. Совершив экскурсию по городу и сёлам Лесозаводского района, дети увидели наряду с красивыми современными храмами, разрушенные церкви, а также места, где храмов давно уже нет. Почему это происходит в наши дни?

Город Лесозаводск был образован в 1938 году из слияния сёл: Донское, Лутковка, Медведицкое и станции Ружино. Массовое заселение территории города и района крестьянами связано со строительством Восточно-Сибирской магистрали.  В связи с чем и возник вопрос с охраной дороги и хозяйственным освоением этой территории.. Поэтому в 1894 году, близ железнодорожной станции Уссури, переселенцами из Киевской, Полтавской, Черниговской губерний было образовано первое на территории современного Лесозаводского района крестьянское село Лутковское.

Здесь и была в 1897 году, меньше чем в полукилометре на юго-восток от станции Уссури, .построена церковь Святой Троицы и церковно-приходская школа. Свято-Троицкая церковь вмещала 200 человек молящихся. Она была деревянная, построена на бутовом фундаменте. Стены срублены из кедрового леса. Постройка церкви обошлась в 12 000 рублей.

В 1895 году на высоком правом берегу реки Уссури возник поселок донских казаков Усть-Медведицкий. На противоположном, низком берегу, напротив станции Уссури, в этом же году еще одной партией донских казаков была основана станица Донская. Село Лутковкое с начала XX века являлось административным центром Лутковской волости Иманского уезда. Станица Донская была центром Донского станичного округа Уссурийского казачьего войска.

Казаки Донского посёлка приступили к строительству собственного храма в 1896 года. На постройку церкви-часовни пожертвовали 200 рублей генерал-губернатор, Н.И. Гродеков и 200 рублей войсковое правление. Обществу Донского посёлка постройка церкви-часовни обошлась в 3500 рублей. Церковь-часовня станицы Донской вмещала 150 человек. Здание до наших дней не сохранилось, но известно, что оно находилось на станичной площади (начало современной улицы им. Двенадцати города Лесозаводск).

Казаки Медведицкого посёлка тоже хотели у себя построить часовню, чтобы не ездить на богослужения через реку Уссури в Донскую церковь или Свято-Троицкую церковь. Они обратились за помощью к духовному начальству.

Донские казаки не захотели «сделать строительство общим». И медведицкие посчитали, что «донские преследуют исключительно личные цели, не заботясь о жителях посёлка Медведицкое». Однако и станичников можно понять - силы и средства отдай свои, а потом поезжай через реку в храм другого посёлка. Церковь медведицкие постановили строить сразу с колокольней, из местного камня. Но по многим причинам (погодные условия, нехватка средств) строительство церкви откладывалось из года в год, и в результате она не была построена. А в станице Донской, со временем, в тишине, без начальственного пригляда, станичники спокойно договорились о том, где и какую церковь им ставить.

Строительство церкви в своём селе – это всегда была первоочередная и важнейшая задача для новосёлов Уссурийского края. Обычно через 2-3 года после основания селения крестьяне обращались в епархию с просьбой о постройке храма и пособии на его строительство, а потом, когда храм уже был построен, и об открытии прихода. Просьба состояла в необходимости «удовлетворить свои религиозные нужды» ,а при большой  отдалённости и погодных условиях это было невозможно. И просьбы всегда были справедливы, т.к. расстояния были большие, равнинные  пути сообщения полны болотами, а в горах покрыты массой горных речек, которые при небольшом дожде разливаются так, что переправа через них становится невозможной.

К 1913 году на территории муниципального образования действовали семь православных церквей. Шесть из них на территории Лутковской волости: Лутковская Свято-Троицкая, Кабаргинская Преподобного Василия Исповедника, Тихменевская Святого пророка Даниила и трех отроков: Анания, Азария и  Михаила; Пантелеймоновская Христорождественская, Ружинская Успенская, Тамгинская Свято-Покровская, Орловская.

Одна Церковь - имени Донской Иконы Божией Матери - на территории Донского станичного округа Уссурийского казачьего войска.

Церковь в селе Тихменево была очень нужна. Селение Тихменево располагалось в 4-х верстах от монастыря, на берегу реки Уссури, а село Уссурийское - в 5 верстах от монастыря и в 7 -  от села Тихменево. В первом из этих селений было до 100 домов, а во втором – до 60. Кроме того, вблизи Тихменево расположены ещё два небольших селения – Иннокентьевка и Глазовка. Все эти селения приписаны были к монастырю. Чтобы не обременять монастырь и не затруднять крестьян поездками в Успенскую церковь для совершения браков, в 1901 году предположено было в Тихменево построить храм, а из Тихменево, Уссурийского, Иннокентьевки и Глазовки образовать самостоятельный приход.  Дело остановилось из–за отсутствия денег на постройку храма. Храм во имя Святого пророка Даниила и трёх отроков: Анания, Азария и Михаила был построен в 1902 году, а 27 ноября 1903 года состоялось его освящение.

Строительство кабаргинской церкви началось в 1907 году. Необходимый лес отпускался бесплатно, вырубку его, вывозку и  заготовку камня под фундамент кабаргинцы осуществляли своими силами. Кабаргинская церковь должна  была обслуживатьсело Кабарга (это 70 дворов), Орловку (более 100 дворов, а расстояние до церкви  5-6 вёрст), село Пчелиное  (40 дворов, расстояние до церкви 15 вёрст), село Митрофановка  (150 дворов, расстояние до церкви  6 вёрст). Итого приблизительно 350 дворов, то есть 1800 человек. 30 января 1910 года был открыт самостоятельный приход в селении Кабарга. До постройки своего храма жители села ходили в ближайшую Лутковскую Свято-Троицкую церковь за  12 вёрст (это 12 804 км). Остальные  храмы были за 20-25 вёрст. Переселенцы села Кабарга столкнулись ещё с одной проблемой, от которой страдают и сегодня жители Приморского края, - с наводнениями, происходящими с периодической регулярностью, а то и по несколько раз в год. Самые  сильные наводнения в края вызываются не весенним половодьем, а летними тайфунами. Таких масштабных затоплений сельскохозяйственных угодий  до прибытия в Уссурийский край крестьяне не видели. Со временем люди научились сосуществовать с этим природным явлением. Сильнейшее наводнение 1956 года практически прекратило существование села Кабарга, уничтожив посевы, погубив скот и разрушив дома. Власти приняли решение о переносе села на боле высокое место, напротив села Глазовка. Однако на новом месте село не прижилось. Некоторые кабаргинцы перенесли свои дома в Глазовку, кто-то уехал в Лесозаводск, и лишь немногие попытались продолжить жизнь на старом месте. Но по большому счёту села уже не было. Окончательно же село было исключено из списка населённых пунктов в 1964 году.

В первые годы существования села в Пантелеймоновке церкви не было, жители состояли в приходе Ильинской церкви. Начальные шаги к открытию Пантелеймоновской церкви были сделаны  осенью 1904 года. Каюков обратился к крестьянскому начальнику Средне-Уссурийского участка А.И. Левшину с просьбой о выделении денег на строительство кедрового леса и камня.  К письму прилагался и проект храма.  Но губернатор писал «о полном исчерпывании денежных средств». Недостаток финансовых средств на годы приостановил строительство храма. Дело сдвинулось с мёртвой точки только летом 1907 года, когда епископ Приамурский и Благовещенский Владимир посещал церкви и часовни, расположенные в нижнем течении реки Амур и по реке Уссури. Деньги были выделены, и храм построен.  С 1909 года в Пантелеймоновской Христорождественской церкви уже  проходили службы. По словам старожилов, Христорождественская церковь была очень похожа на Свято-Покровскую церковь села Тамга. Место для своей церкви пантелеймоновцы выбрали в центре села (на этом месте сейчас стоит школа).

В 1912 в селении Тамгинском была построена Свято-Покровская церковь. Первая метрическая книга церкви датируется 1912 годом. Летом 1912 года состоялся ежегодный крестный ход со Святой Албазинской иконой Божией Матери по городам и селениям Благовещенской епархии. Чудотворный образ Божией Матери, именуемый «Слово плоть бысть», - главная святыня всего Дальнего Востока, охраняющая отечественные рубежи с 1665 года.

Жители Орловки со времени основания села состояли в приходе Лутковской Свято-Троицкой церкви и ничего не хотели менять, т.к. у них не было денежных средств.А с 1910 года орловцы состояли уже в приходе Кабаргинской церкви святого Василия Исповедника, которая, как и Лутковская церковь, входила в седьмой благочинный округ Владивостокской епархии.И всё-таки в 1908  году  селу был выделен участок под церковь в 121 десятину хорошей земли.В 1910 году газета «Владивостокские епархиальные ведомости» писала: «Население в здешних деревнях увеличивается не только в силу естественного прироста, но главным образом путем притока новых переселенцев. А потому необходимо принимать в расчет не только количество наличного населения, но и возможного в ближайшем будущем». В Орловке на 1 января 1910 года проживали 351 мужчина и 259 женщин. И среди них – 78 детей в возрасте 8 – 11 лет. Поэтому необходимо было открывать одну однокомплектную школу и церковь. И церковь была построена.

До 1908 года в селе Ружино церкви не было. Жители были причислены к приходу церкви во имя святого пророка Илии (это Верхнеуссурийская церковь), который входил в 10-й благочинный округ церквей Благовещенской епархии посёлка Ильинского Донского станичного округа Уссурийского казачьего войска.В селе был винный погреб, который сдавался обществом в аренду. В 1908 году погреб был сдан за 450 рублей. Деньги использовали на постройку школы. В 1909 году погреб отдали в аренду за 300 рублей. Эти деньги общество намерено было потратить на постройку церкви. Но (по словам старожилов) храм так и не построили, хотя брёвна были завезены. В селе была только церковно-приходская школа.

Прошли годы. В Приморский край пришла революция, которая нанесла сокрушительный удар по Владивостокской и Приморской епархии, как в целом по всей стране. Возобновлена деятельность Владивостокской и Приморской епархии была только 3 января 1991 года.

После революции здание Свято-Троицкой церкви было перестроено в кинотеатр «Темп». Не одно поколение горожан смотрело кино в бывшей церкви. Потом здание было отдано хореографической студии, а в 90-ые годы разрушено. В наши дни на месте бывшей Свято-Троицкой церкви возведен жилой коттедж. Церковь Донской Иконы Божией Матери сгорела. Сегодня на её месте находится индустриальный колледж.

В Лесозаводском районе только в одном селе (из шести) можно увидеть храм (это  село Пантелеймоновка). В других селах только земля, покрытая бурьяном, или разрушенные стены храма.

В наши дни в г. Лесозаводск (теперь уже на левом берегу) построены две церкви: Покрова Божией Матери и в честь небесного покровителя всех путешествующих — Святителя Николая Чудотворца.

Таким образом, в обстановке миграции главным для переселенцев являлось налаживание храмовой общинной жизни. Храм в данном случае для крестьян становится не только местом для привычного религиозного обряда, но и центром российской государственности. Наши предки верили, что устроение Государства Российского шло не только по человеческому хотению, сколько по воле Духа Святого, ведшего наших людей таинственными путями Божьего промысла. Развитие Православия  на Дальнем Востоке, в Уссурийском крае, на лесозаводской земле всегда стремилась к идеалу святости. Святая Русь должна была созидать и украшать всё вокруг себя как преддверие Царствия Небесного, где живут любящие люди, где вся страна светится любовью, где не стоит село без праведника, где нет поселения без храма. Такой  духовно-солнечной страной созидалась Русь на новых землях.

 

 

Список литературы

 

1. Баранова Н.А. Село Тамга. Газета «На берегах Уссури». Лесозаводск, 19.04.2000;

2. Баранова Н.А. Лесозаводск в Православной истории Приморья. Газета «На берегах Уссури». Лесозаводск, 24.11.2003;

3. Баранова Н.А.Взгляд в прошлое. Газета «На берегах Уссури». Лесозаводск, 14.07.2008;

4. Бутковская Н. В. Донской станичный округ Уссурийского казачьего войска. Владивосток, 2011;

5. Бутковская Н. В. Шпак А.Ю. Село Тихменево. Очерки Лутковской волости. Владивосток, 2011;

6.Бутковская Н. В. Село Лутковское. Очерки Лутковской волости. Владивосток, 2012;

7. Бутковская Н. В. Шпак А.Ю. Село Ружино. Очерки Лутковской волости. Владивосток, 2012;

8.Бутковская Н. В. Шпак А.Ю. Село Кабарга. Очерки Лутковской волости. Владивосток, 2014;

9. Бутковская Н. В. Шпак А.Ю. Село Иннокентьевка и Орловка. Очерки Лутковской волости. Владивосток, 2014;

10. Иванова О. Н. История храма. Православная газета «Набат», №15, октябрь 2010;

11. Иннокентий (Ерохин) епископ Уссурийский. Русская Православная церковь в Уссурийском крае. Издательство ПСТТУ. Москва, 2012;

12. Кабушкин Н. Побережная землица. Хабаровск, 1998;

13. Константинова Е.А., Паздникова А.Э. Дорога, ведущая в храм. «Задушевное слово», Лесозаводск,2014;

14.Кузык Б.Н. Человек перед Богом: времена последние. Институт экономических стратегий. Москва, 2014;

15. Мизь Н.Г., Стратиевский О.Б. Страницы истории православия в Южно-Уссурийском крае. Владивосток, 2004;

16. СоболеваА.Ю. Приход храма Покрова Божией Матери г. Лесозаводск (История и современность). ЦГБ им. М.Горького. Лесозаводск, 2008.

Амельченко О.В.,

 Разгильдяева Любовь Алексеевна,

учителя русского языка

и  литературы МОБУ СОШ № 34

23 июня 2024 в 07:27

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.