Приморский край, город Лесозаводск, МОБУ СОШ 34

Проектные задачи

В XX1 веке главная задача школы заключается не только в том, чтобы дать ученикам как можно больше знаний по разным предметам, но и научить их учиться. Мы должны учить детей самим добывать знания, грамотно использовать информационное пространство для своего самосовершенствования, а не для уничтожения, учить коммуникации и диалогу в активной и интересной работе. Полученные на уроках знания, умения и навыки должны постоянно формироваться, сохраняться и применяться в другом интересном деле, постоянно обогащая школьников новым социальным опытом. Как говорил мудрец: «Ребёнок не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который надо разжечь». Самостоятельное усвоение учащимися новых знаний, умений и навыков; реализация деятельного подхода в обучении; формирование нового содержания образования, соответствующего сегодняшнему времени, и является той новизной, которую мы называем «проектные задачи». Проектные задачи, на наш взгляд, уникальны тем, что их можно решать, как на отдельном уроке, так и в межпредметном пространстве.

В школьной психологии проблема развития учащихся среднего и старшего звена с использованием технологии «проектные задачи» в межпредметных рамках является мало изученной, нуждающейся в тщательном опытном исследовании. Поэтому изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило нам выдвинуть гипотезу о том, что на таких уроках у школьников активно происходит формирование универсальных учебных действий в межпредметных рамках.

Выявленное противоречие позволило определить проблему исследования, которая состоит в изучении влияния этих уроков на  активизацию развивающего  обучения в межпредметных рамках. Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Развитие УУД школьников среднего и старшего звена с использованием технологии «проектные задачи» в межпредметных рамках». Этим и был обусловлен наш выбор темы исследования, её актуальность.

Объектом исследования является УУД школьников среднего и старшего звена, а также педагогического коллектива. Предметом исследования был  урок с использованием технологии «проектная задача». Цель исследования - теоретически выявить и экспериментальным путём доказать, что урок с использованием технологии «проектная задача» в межпредметных рамках развивает УУД школьников среднего и старшего звена, является интересным и для учителей.

В течение пяти лет коллектив учителей школы МОБУ СОШ № 34 работает над данной темой исследования. Мы предполагаем, что систематическое использование этих уроков в межпредметных рамках, построенные с учетом принципов дидактики, могут оказывать большое влияние на развитие УУД школьников среднего и старшего звена.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены задачи в работе:

1. изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. определить базовый уровень развития метапредметных УУД на уроках в межпредметных рамках;

3. выявить особенности развития УУД школьников по каждому предмету;

4. изучить возможности УУД школьников на уроках в межпредметных рамках;

5. разработать уроки с использованием технологии «проектная задача» в межпредметных рамках;

6. провести повторные экспериментальные уроки, проанализировать результаты и сделать выводы.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы мы использовали следующие методы исследования:

- теоретические: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

- эмпирические: наблюдение, эксперименты (уроки), анализ творческих работ учащихся. Научная новизна состоит в том, что

- уроки с использованием технологии «проектная задача» в межпредметных рамках рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема;

- с помощью экспериментальной работы доказано, что эти уроки развивают УУД школьников среднего и старшего звена.

Практическая значимость заключается в том, что уроки  с использованием технологии «проектная задача» в межпредметных рамках  могут быть активно использованы в учебном процессе.

  Эта работа характеризуется самостоятельной поисковой деятельностью, как педагогов, так и школьников, высоким познавательным уровнем, личной включённостью всех участников в процесс обучения и, конечно, его практической направленностью. В ходе такой работы ученики стремились преодолеть все трудности, приобретая, таким образом, положительный опыт.

УУД школьников – сложной процесс, но важный, зависящей от целого ряда самых различных факторов. Поэтому понятно, что эта деятельность не может быть одинакова у всех учащихся. УУД зависит от опыта, а опыт ребенка складывается и растет постепенно.

Основная функция развития УУД заключается в организации таких форм поведения, которые ещё ни разу не встречались в социальном опыте школьника. Поэтому необходимыми условиями в организации  работы учителя являются следующие моменты:

1) знакомство с личным опытом ученика (надо всегда знать «фундамент», на котором собираешься строить урок);

2) вызвать соответствующую эмоцию у ребёнка (и внешнюю, и внутреннюю);

3) позаботиться о правильно подобранном материале, о его месте в ходе урока;

4) контролировать поведение ученика, ещё не побывшего в подобном опыте.

Для проверки выдвинутой гипотезы был проведен эксперимент в течение трёх лет на базе одного класса, который включал в себя три этапа:

1. 5 класс. «Путешествие в волшебную страну» по книге А. Кэррола «Алиса в стране чудес».

В ходе урока пятиклассникам необходимо было составить «Дневник путешественника», выполнив ряд заданий, предложенных Алисой и Белым Кроликом. Маршрутный лист путешественника состоял из десяти заданий:

- «Узнай героя». В этом задании нужно было, не отрывая руки, начертить зашифрованного героя по предложенному описанию (север – 1 клетка, восток – 1 клетка, север – 5 клеток и т.д.).

- Расшифровать письмо Белого Кролика по цифрам, где каждая цифра соответствует определённой букве алфавита. А затем грамотно его написать.

- Решить задачи по математике: «Каким станет рост Алисы, если он уменьшится до 6 вершков? Пройдёт ли она в норку, диаметр которой 30 см? С какой высоты падала Алиса, если падение длилось минуты? А падала она со скоростью 13 м/с».

- Перевести фразу Алисы с русского на английский язык.

- Сочинить стихотворение по типу «буриме».

- Помочь Алисе определиться с материками: обозначить их цифрами и закрасить определённым цветом.

- Разобраться с явлениями природы.

- Распределить организмы по группам.

- Написать нравоучение для детей, которые тоже захотят отправиться в сказочную страну. Создать свой путевой дневник. Презентация «Путевых дневников».

2. 6 класс. «Сквозь тернии к звёздам» по произведению А. Экзюпери «Маленький принц».  

На этом уроке шестиклассникам необходимо было выполнить ряд заданий, предложенных Лисом, а в конце путешествия создать свою планету. Маршрутный лист путешественника состоял из восьми заданий:

- «Планета рисунков». Прочитать рисуночное письмо Антуана де Сент-Экзюпери из книги «Маленький принц».

- «Звёздная страна». Перевести русский текст из книги на английский язык.

- «Галактический калейдоскоп». Найти  в головоломке семь космических слов.

- «По следам баобабов». Определить растение и рассказать о его свойствах живого организма.

- «Планета фонарщика». Решить задачу по математике: «С какой скоростью должен двигаться фонарщик по своей планете в форме шара, чтобы обойти её по экватору за 1 час, если её радиус 1 км?».

- «Планета географа». Рассказать об уникальности планеты Земля.

- «Планета мудрых мыслей». Вспомнить и записать крылатые выражения из философской сказки. Объяснить одно из них в формате сочинения-рассуждения.

- «Моя планета». Создать свою планету, поселить на ней одно растение и одно животное, наделив их определёнными характерами. Научить их дружить, сформулировав для них правила проживания на планете. Презентация «Моя планета».

3. 7 класс. «В поисках философского камня».

Семиклассникам было предложено отправиться в иное путешествие. Совершить его им должны помочь афоризмы великих людей. В конце путешествия они должны дать ответ на вопрос: «Что такое философский камень?», составив ментальную карту.

- 1 тайничок. Назвать автора и книгу, в которой можно узнать о находке Фламеля.

- 2 тайничок. Перевести английский текст на русский язык.

- 3 тайничок. Необходимо разгадать, у каких животных встречаются части тела, похожие или одноимённые с перечисленными на рисунке частями одежды. Определить, для чего нужны эти части тела этим животным.

- 4 тайничок. Решить математическую задачу: «Масса Ивана 50 кг. На его голову надели Шапку Мономаха, которая придала ему силы. Масса шапки 500 г. С какой силой стал давить Иван на поверхность Земли?».

- 5 тайничок. Определить по карте место гибели экспедиции капитана Гранта в романе Ж. Верна «Дети капитана Гранта». Ответить, в каком океане находится оно и как называется ближайшая суша, до которой герои могли бы добраться, если бы починили своё судно?

- 6 тайничок. Собрать философский камень как пазлы.

- 7 тайничок. Создать свою ментальную карту, которая бы отражала ответ на вопрос: «Что такое философский камен?». Презентация ментальной карты.

В ходе работы были выявлены следующие результаты, которые отражены в таблице №1, №2 и №3.

 

5 класс. Таблица №1.

Метапредметные УУД к проектной задаче «Путешествие в волшебную страну»

ФИ уч-ся

28 человек

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Баллы:

0 – не может

1-  частично

2-активно

3-лидер

строить позитивные

отношения в процессе

деятельности

создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты, предложения  с использованием необходимых речевых средств

целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы

понимать целостный смысл текста и

преобразовывать его

добывать знания из различных источников

выстраивать логическую цепочку

самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач 

0 баллов

1

9

3

6

1

7

9

8

1 балл

20

12

17

15

19

14

12

13

2 балла

7

7

8

7

8

7

7

7

3 балла

-

-

-

-

-

-

-

-

Подводя итог и оценивая способности учащихся 5 класса на уроке «Путешествие в волшебную страну» по книге А. Кэррола «Алиса в стране чудес», следует отметить, что интерес и работоспособность у детей были высокими, несмотря на то, что работа была незнакома. Все дети поняли поставленную перед ними задачу, хотя и не все с ней полностью справились.

6 класс Таблица №2.

Метапредметные УУД к проектной задаче «Сквозь тернии к звёздам»

ФИ уч-ся

28 человек

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Баллы:

0 – не может

1-  частично

2-активно

3-лидер

строить позитивные

отношения в процессе

деятельности

создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты, предложения  с использованием необходимых речевых средств

целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы

понимать целостный смысл текста и

преобразовывать его

добывать знания из различных источников

выстраивать логическую цепочку

самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач 

0 баллов

2

8

-

4

6

10

5

9

1 балл

12

4

13

9

7

3

8

4

2 балла

10

10

9

9

9

9

9

8

3 балла

4

6

6

6

6

6

6

7

Анализ результатов учащихся 6 класса «Сквозь тернии к звёздам» по произведению А. Экзюпери «Маленький принц» показал достаточно высокий интерес, сплочённость в группе, умение правильно распределять работу и решать поставленные задачи. В этот раз в группе все были задействованы: и сильные и слабые ученики. Группы быстро определили лидеров, что позволило им умело использовать время на уроке.

7 класс Таблица №3.

Метапредметные УУД к проектной задаче «Сквозь тернии к звёздам»

ФИ уч-ся

28 человек

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Баллы:

0 – не может

1-  частично

2-активно

3-лидер

строить позитивные

отношения в процессе

деятельности

создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты, предложения  с использованием необходимых речевых средств

целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы

понимать целостный смысл текста и

преобразовывать его

добывать знания из различных источников

выстраивать логическую цепочку

самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач 

0 баллов

-

-

-

-

-

-

5

3

1 балл

7

10

5

9

5

15

10

14

2 балла

10

10

16

10

13

7

5

3

3 балла

11

8

7

9

10

6

8

8

В ходе проведения урока в 7 классе «В поисках философского камня» результаты были значительно лучше. Не было учеников, которые не справились с работой. Многие показали умение выбирать себе дело «по душе» и по своим способностям. Быстро и слаженно работали в группах. Всё это способствовало успеху в ходе урока.  

Результаты проделанной работы за три года в этом классе позволяют сделать следующие выводы:

- данный эксперимент вызвал большой интерес у школьников;

- в ходе этого эксперимента наблюдается повышение уровня развития УУД благодаря интересным и творческим заданиям;

- школьники научились оценивать свои и чужие способности;

- научились правильно выбирать лидеров в группе, научились строить диалог и понимать друг друга.  Всё это свидетельствует о том, что на этих уроках у школьников активно происходит формирование универсальных учебных действий в межпредметных рамках.

Предложенный эксперимент был проведён и в 11 классе. Несмотря на то, что учащиеся этого класса имеют богатый опыт работы на уроках, являются выпускниками и серьёзно готовятся к сдаче экзаменов, результаты были невысокими, по сравнению с учащимися 7 класса, которые работали над решением проектной задачи в течение трёх лет.

11 класс

Метапредметные УУД к проектной задаче «Интеллигенция и революция»

ФИ уч-ся

27 человек

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Баллы:

0 – не может

1-  частично

2-активно

3-лидер

строить позитивные

отношения в процессе

деятельности

создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты, предложения  с использованием необходимых речевых средств

целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы

понимать целостный смысл текста и

преобразовывать его

добывать знания из различных источников

выстраивать логическую цепочку

самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач 

0 баллов

-

4

-

4

-

4

4

5

1 балл

17

12

1

12

16

14

16

14

2 балла

7

10

13

10

8

8

7

8

3 балла

3

1

3

1

3

1

-

-

Интересные результаты показали педагоги в ходе решения проектной задачи «Чудеса своими руками» (по повести А. Грина «Алые паруса»).

Учителя увлечённо работали над проектной задачей, решая поставленные перед ними задачи. С работой справились успешно. Занятие прошло эмоционально и плодотворно.

Преподаватели

Метапредметные УУД к проектной задаче «Чудеса своими руками» (по повести А. Грина «Алые паруса»)

ФИ уч-ся

15 человек

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Баллы:

0 – не может

1-  частично

2-активно

3-лидер

строить позитивные

отношения в процессе

деятельности

создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты, предложения  с использованием необходимых речевых средств

целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы

понимать целостный смысл текста и

преобразовывать его

добывать знания из различных источников

выстраивать логическую цепочку

самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач 

0 баллов

-

-

-

-

-

-

-

-

1 балл

-

-

-

-

-

-

-

-

2 балла

2

2

2

2

2

2

2

2

3 балла

3

3

3

3

3

3

3

3

Таким образом, на уроках решения проектной задачи учащиеся учатся диалогу, учатся анализировать и принимать оперативные управленческие решения, ведь главная цель на таком уроке - умение решить конкретную проблему, используя имеющиеся знания и умения. Сама же проблема в данном случае однозначных решений не имеет. В конечном продукте все действия представляются в описании, которые впоследствии необходимо осмыслить. Они-то и несут в себе способ решения предложенных проблем.

Поэтому проектные задачи в образовании – инструмент, который даёт школьникам возможность применить имеющиеся теоретические знания для решения самых разных практических задач. Метод «проектные задачи» позволяет развивать у детей мышление и коммуникативные навыки (умение слушать и слышать другого, учесть альтернативную точку зрения и согласиться с ней). Благодаря этой учебной технологии учащиеся имеют возможность совершенствовать свои аналитические способности, учиться диалогу и поиску рациональных идей. В процессе своей работы ученики решают задачи, которые, благодаря правильно составленному алгоритму, целенаправленно стимулируют действия, направленные на получение еще никогда не существовавшего в их практике результата. Умение грамотно построить диалог в рабочей группе, может даже порой отказаться от своих амбиций в пользу общего дела и приводит к качественному изменению самой группы.

Собирая информацию из смежных областей предметных знаний на основе различных видов деятельности, создавая собственный вариант продукта, ученики расширяют свой словарный запас и развивают коммуникативные УУД в практической деятельности. Следовательно, достигают поставленную цель - самостоятельно организуют познавательную и практическую деятельность.Роль ученика в этой работе основополагающая, т.к. именно он выбирает эффективный, по его мнению, маршрут, опираясь на имеющиеся источники информации. Учитель в данном случае - консультант, который лишь направляет исследовательскую, аналитическую и творческую работу школьников.

Формулировка цели деятельности, задания или система заданий, описание конечного «продукта» должны быть скрыты. Решение проектной задачи необходимо направить на создание «продукта» или «продуктов». Конечный продукт обязательно должен быть представлен другим группам и оценён публично.

Важным условием проектной задачи является детское любопытство или интерес. Поэтому в задании всегда дается описание необычной ситуации: житейской, фантастической. В описании ситуации должны быть спрятаны важные моменты (цель, условие задачи и часть данных), но при этом чётко описан продукт. В работе детей должна быть логика: цель – условие – задания – результат - продукт. К результату школьников должно вести везти конкретное задание или система заданий. Сам же результат решения нужно использовать для создания продукта.

Проектная задача может решаться на одном уроке. В этом случае время на решение задачи отводится от 15 до 30 минут. Максимальное время, которое следует отвести на решение проектной задачи - 2 урока. Чем больше времени требует решение задачи, тем объемнее должна быть система заданий и больше справочного материала. Система заданий - это шаги, которые помогают школьникам получить результат. Справочный материал - информация, в которой дети могут найти необходимые данные.

Результатами проектной задачи являются:

· знание алгоритма выполнения проектных работ и умение его выполнять, что способствует формированию познавательного интереса;

· умение выступать и отстаивать свою позицию; 

· самостоятельность и самоорганизация в учебной деятельности; 

· реализация творческого потенциала в исследовательской и предметно-продуктивной деятельности;

· реальная возможность организации взаимодействия детей между собой;

· формирование умения выделять требуемую информацию;

· умение находить оптимальный способ решения задачи.

 Достоинство проектной задачи – открытость для диалога, возможности для самореализации, как учителя, так и ученика.

 Это интерактивная технология предназначена для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленных, главным образом,  на формирование новых качеств и умений.

Одним из позитивных результатов данных уроков является овладение всеми участниками учебного процесса (и школьниками, и педагогами) новыми творческими способами решения педагогической проблемы, формирование мотивации к самообучению, к самосовершенствованию и саморазвитию, а также их практическая направленность.

Данные уроки ориентируют учителей-предметников на творческую работу, в ходе которой будут формироваться предметные, метапредметные и личностные результаты школьников. На этих уроках возможно создание любых эвристических ситуаций, проектирование разных видов деятельности и замыслов учителя и ученика, что будет способствовать развитию креативных способностей и художественного мышления обеих сторон.  Продукты реализации в ходе таких уроков могут быть разные:  выпуск газеты, буклета или книги, рекламы, презентации, фильма или спектакля и др.

Педагоги могут рассматривать эту технологию как формирование нового содержания образования, соответствующего запросам современного информационного общества, где приобретённое мастерство приведёт к созданию нового инновационного продукта, который будет являться продуктом реализации новой образовательной инициативы. Л. Выготский говорил: «То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно».

 

Литература:

1. Кириллова Г.Д., Морозова М.И. Развивающее обучение как основа формирования у школьников познавательных универсальных учебных действий:https://cyberleninka.ru/article/n/razvivayuschee-obuchenie-kak-osnova-formirovaniya-u-shkolnikov-poznavatelnyh-u

2. Михайлова И. И. Проектные задачи как средство формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 13. – С. 25–29. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770279.htm.

3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2001.

 

Разгильдяева л.А.

23 июня 2024 в 07:25

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.