Приморский край, город Лесозаводск, МОБУ СОШ 34

Путешествие по святым местам

Путешествие по святым местам

Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь поселка Горные Ключи

8787c1ed33d89c1de0f3da400eddce38.jpg 

Мысль об учреждении в Приамурском крае мужского монастыря принадлежит архиепископу Камчатскому святителю Иннокентию (Вениаминову). Основателем и строителем монастыря стал иеромонах Алексий (Осколков). В докладной записке от 27 июня 1893 года митрополиту Палладию Санкт-Петербургскому, иеромонах Алексий испрашивал благословения на создание обители и предложил четкий план действия, а на следующий день направил письмо сходного содержания обер-прокурору Синода К. П. Победоносцеву. Прибыв в неизведанный край, он избрал для строительства монастыря Петропавловское озеро, но место это оказалось непригодным для обители. Осмотрел все, он попросил разрешения подыскать другое место. В том были две причины: в тот год было наводнение, и большая часть территории была затоплена. Вторая причина — это близость с монастырем живущих крестьян. Если бы монастырь в будущем захотел расширить свои территории, то он бы вступил в конфликт со всеми окрестными жителями, чего игумену Алексею не хотелось. Поэтому он попросил разрешение двинуться на юг, в Приморский край. Разрешение было получено, и он с помощниками двигается на юг.

Только в 1895 году отец Алексий нашел подходящую точку в Южно-Уссурийском крае между железнодорожной станцией Шмаковка и телеграфной станции Тихменево. Впервые стало известно о твердом решении отца Алексия избрать новое место под монастырь из его докладной записки от 16 июля 1895 года военному генерал-губернатору Приамурского края С. М. Духовскому, где он пишет: "...Наплыв переселенцев в Южно-Уссурийский край, лучшие его климатические условия, лучшие качества угодий, большое удобство путей сообщения - указует наискорейшую надобность в устроении монастыря именно в Южно-Уссурийском крае, откуда его влияние живительно благотворное христианское, нравственно и умно-просветительное - успешнее могло бы проникнуть в соседния Манжурию и Корею ... "

После определения нового места под строительство обители игуменом Алексием предпринимаются огромные усилия, касающиеся решения вопросов об отводе земель, о выделении лесосечного фонда и многого другого. На место устроения монастыря отец Алексий прибыл в августе 1895 года, поместившись временно в квартире начальника бывшей тогда телеграфной станции Тихменево. Вскоре прибыли к о. Алексию назначенные с Валаама в помощь ему и сотрудничество иеромонах отец Сергий и иеродиакон отец Герман. Монахи отправляли богослужения и своими руками исполняли все работы, не отказывая в гостеприимстве богомольцам. Первые насельники обители были поставлены в крайне затруднительное положение, т.к. пищевых запасов не хватало, даже печеный хлеб по временам приходилось доставать из Владивостока и Никольска, а отказывать в довольстве пищею богомольцам было нельзя и по долгу иноческаго гостеприимства и потому, что население в соседних деревнях было крайне разорено наводнением, случившимся летом 1895 года. Монастырь во всем нуждался, нужды его все увеличивались, а источников дохода не было никаких. Отец Алексий преступил к делу основания обители будучи в весьма преклонном возрасте, поэтому летом 1895 года старец, измученный физически и духовно, подает прошение об удалении его с этого тяжелого послушания.

После отъезда отца Алексия на Афон, его сменил на посту игумена приехавший с Валаама иеромонах Сергий (Озеров), под началом которого с 1896 года по 1923 год монастырь достиг таких высот, что к 1917 году претендовал на статус Лавры. Свято-Троицкий Николаевский монастырь, именуемый Шмаковским или Уссурийским, стал с почтением называться "Новым Валаамом".

Внутренний строй монастырской жизни шел со строжайшим соблюдением общежительного устава в духе самаго древнего подвижничества святых отцов церкви, по образцу Валаамского монастыря. Из святых угодников Божиих Шмаковские иноки особенно чтили память святителя Иркутскаго Иннокентия, небесного покровителя всей Сибири, а также новопрославленного преподобного Серафима Саровского.

Храм Уссурийскаго Свято-Троицкаго Николаевскаго мужского монастыря обладал редкими для новоустрояемых обителей святынями: 3 частицами Животворящаго древа Креста Господня , 31 частицей святых мощей разных угодников Божиих и иконой Святой Троицы, писанной на Афоне на сучке Мамврийскаго Дуба. По стенам храма были размещены иконы, писанные на Афоне и Валааме, а также имелся ряд редких икон - точная копия - с чудотворной Курской-Коренной иконы "Знамения Пресвятой Богородицы", копия с иконы " Умиление ", пред которой молился преподобный Серафим, точная копия Тихвинской иконы Божией Матери, древняя икона Святой Троицы, присланная в дар от обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева, икона святого Исидора Юрьевскаго от праведного Иоанна Кронштадтского . Большой Исидора Юрьевскаго от праведного Иоанна Кронштадтского . Большой деревянный Крест-Голгофа был сооружен на монастырские средства в память о государе императоре Александре III.

Из реферата Шишуты Софьи, 14 лет

                                          (продолжение следует)

26 июня 2022 в 09:31

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.