Приморский край, город Лесозаводск, МОБУ СОШ 34
Как воспитать детей добрыми людьми?Как воспитать детей добрыми людьми?.. Доброта… «Ничто так не ценится дорого и не стоит так дёшево, как доброта». Кто из нас хотя бы раз в жизни не слышал эту фразу? Но как научить ребёнка этому в детстве, чтобы, будучи взрослым, он не забыл поздравить родителей с праздником, помог пожилому человеку перейти дорогу, уступить место в автобусе беременной женщине. Как-то, проходя через школьный двор, который граничит с частным сектором, встретила незнакомую женщину. Она, вероятно, зная, что я учитель, говорила громко, стараясь обратить моё внимание к своим словам, в которых звучал укор в адрес школы о плохом воспитании подрастающего поколения. Дескать, «чему вас только в этой школе учат: там забор поломали, здесь весь непотребными словами исписали. Куда только смотрят учителя?». И правда, если посмотреть на всё это «творчество» со стороны, жутко становится. Кто же, когда и как должен учить наших детей доброму и внимательному отношению к людям, к окружающему? Какие слова, какие книги будут являться в этом случае зёрнами доброты. Когда эти зёрна необходимо посеять, как ухаживать за ними, чтобы ни злость людская, ни равнодушие окружающих, ни тяжёлые моменты в жизни не погубили юные ростки? Размышляя над всем этим, вспомнила своё детство. Когда мне было пять лет, наша семья вернулась в родной город и вынуждена была первое время снимать жильё. Родители ждали квартиру, работали с утра до позднего вечера, а меня, уезжая, закрывали во времянке (это что-то вроде небольшой летней кухни). Присматривала за мной хозяйка дома, верующая женщина, которая знала много молитв, чему и меня учила. У меня всё было под рукой: еда, кровать, игрушки и иконка с левой стороны от двери. Лик Николая Чудотворца с поднятым перстом заставлял меня не делать глупостей, а попросту сказать трепетать перед его образом. Куда только я не пыталась спрятаться в этой небольшой комнатушке, но всё равно видела его серьёзный взгляд, направленный в мою сторону. Я и сегодня, будучи уже зрелым человеком, испытываю такие же чувства к этому святому. Трудно сказать, что было бы тогда со мной, если бы не эта встреча. Образ бабушки Даши остался со мной на всю жизнь. Каждое лето родители отправляли меня к ней в деревню. Бабушка никогда не ходила в школу, рано была отдана замуж за хорошего человека, который не пил, а получив зарплату, шёл в магазин и обязательно покупал детям (их было трое) пряники. Дед Филипп погиб в Великую Отечественную войну на Курской дуге, так что поднимать детей ей пришлось самой. Много было горя: и кража коровы, и испуг моей матери после этого, и пожар. Шаровая молния залетела в дом через печную трубу. Бабушка только успела детей на улицу вытолкнуть. А сама оказалась в горящей избе. Потом несколько дней была закопана в землю по шею (так тогда с электричеством в теле человека боролись). Выжила! Долго лечилась в больнице. Вылечилась! Лишь тело её напоминало о тех страшных днях. Но после этого у бабушки появился дар – лечить людей. К ней приезжали отовсюду. Вот за этим я очень любила наблюдать. У меня было своё место, где я сидела тихо, и только когда бабуля лила расплавленный воск свечи в холодную воду, чтобы посмотреть, что испугался ребёнок, мне можно было встать и подойти к ней. Это было волшебство! Чудо, когда после нескольких таких сеансов, ребёнок выздоравливал. А бабушка в знак благодарности только улыбалась и говорила, что это не она, Бог лечит. А молитва ей помогает. Чудо было, когда она блины пекла, беря горячую чугунную сковородку голыми руками. Ни ожогов на коже, ни ощущения чего-то горячего в руке! И снова та же тёплая и добрая улыбка на лице. И снова: «Бог помогает!». С бабушкой всегда было интересно. А как мы с ней встречали весну! Бабушка готовила тесто, а потом мы вместе делали маленьких журавликов, в ротик им вставляли соломинку и ставили на подоконник. А наши разговоры по вечерам! А её сундук, в который я любила заглядывать! А русская печь! Разве можно это забыть?.. Игрушки… Сколько их у наших детей? Много, очень много. А нужно ли столько, ведь не количество их определяет интеллект ребёнка, а умение играть со своей игрушкой. У нас не было дорогих игрушек. В моем детстве это была кукла. Сколько было сшито на неё одежды! Шили с мамой, с подругами, самостоятельно. За рукоделием рассказывали что-нибудь интересное, пели песни. У каждой девочки были полные «сундуки» (коробки из-под обуви) такой одежки. Вырастая, отдавали по наследству, дарили. Я помню наш дворовый театр в подъезде многоэтажного дома! Всё делали сами, а родители всегда помогали. Не помню, чтобы кто-то сказал: «Зачем это?», «Отстаньте!», «Дайте отдохнуть!». Надо смастерить занавес – мамы помогают. Прикрепить так, чтобы не падала - папы делают. Написать сценарий, сшить костюмы, собраться на репетицию – это всегда делали сами. Нашей сценой была площадка в подъезде, а залом – ступеньки. Рисовали афишу, делали входные билеты, приглашали родителей, соседей! И они всегда находили время и приходили. А в конце спектакля нам дарили цветы. Обычные, полевые! Но это было чудо! А школа. Никогда не забуду наш школьный кинотеатр, учителя французского языка, который всё это организовала. Это была настоящая взрослая работа в городском кинотеатре по субботам и по воскресеньям. И здесь мы всё делали сами: распространяли билеты, занимались рекламой фильма, были кассирами, билетёрами, уборщицами. У нас была своя рабочая форма. Нам не было скучно. Наоборот, очень было интересно! Мы считали себя взрослыми, ведь нам было необходимо выполнить план по продаже билетов. А это обязывало. Мы не могли подвести кинотеатр, школу! И это лишь небольшая часть воспоминаний из моего детства. Нас воспитывали не только родители, учителя, знакомые и друзья! Нам мог сделать замечание и сосед по квартире, и просто прохожий на улице, если мы что- то делали не так. И мы понимали, что это «не так», верили в то, что поступили плохо. Нам было стыдно и больно, если об этом узнают родители. И родителям не приходило в голову ругаться с этими людьми. Наоборот, говорили спасибо за то, что не прошли мимо. Так что же такое доброта к нашим детям? Это любовь к ним! Быть рядом с ними, если ты устал, делать с ними что-то вместе, если ты занят. А главное всегда помнить, что не слова учат, а наши поступки, которые мы совершаем каждый день, каждый час, каждую минуту. Ведь этот день, час, минута проходят очень быстро. А потом, в худшем случае, рядом с нами может остаться одиночество и непотребная надпись на заборе. Разгильдяева Любовь Алексеевна, учитель МОБУ СОШ № 34 ЛГО 26 июня 2022 в 08:39
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.